Ошо — просветленный индийский мистик, не принадлежащий ни к одной из организованных религий. Его имя означает «океанический, божественный, достигший». Возлюбленный Мастер, Учитель — для своих учеников; духовный террорист, или секс-гуру — для раздраженных обывателей и всех тех, кто стоит на страже уродливых порядков и традиций этого мира; таким представлялся Ошо своим современникам, изумленным появлением в конце XX века великого феномена — просветленного сознания. В этой книге представлены беседы Ошо с учениками, происходившие во время инициации — обряда посвящения в ученичество.
Вы убегаете к ближнему от самих себя и
хотели бы сделать из этого добродетель: но я насквозь вижу ваше «бескорыстие». ...
Разве призываю я вас любить ближнего? Скорее
я посоветую вам бежать от ближних и любить дальних!
Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему
и человеку будущего; выше любви к человеку -
любовь к делам и призрачным видениям.
Этот призрак, парящий над тобой, брат мой,
прекраснее тебя; почему бы тебе не отдать ему плоть и кровь свою? Но ты
страшишься и бежишь к ближнему...
Вы приглашаете свидетеля, когда хотите похвалить
себя; и когда вы убедили его думать о вас хорошо, тогда и сами начинаете
хорошо думать о себе. ...
Один идет к ближнему, потому что ищет себя,
а другой - потому что хочет себя
потерять. Ваша дурная любовь к себе превращает ваше одиночество в тюрьму. ...
Не о ближнем учу я вас, но о друге. Да будет
друг для вас праздником земли и предчувствием Сверхчеловека.
Я учу вас о друге и переполненном сердце
его. Но надо уметь быть губкой, если хочешь, чтобы тебя любили всем сердцем.
В одной из бесед, содержащихся в этой книге, Бхагаван
говорит: «Жизнь прекрасна, ибо в ней есть так много такого, что не может быть
объяснено... ибо в ней есть измерения, которые вы можете все время исследовать,
и все же никогда не прийти к объяснению. Вы можете переживать многое, и все же
даже то, что вы пережили, не может быть переведено в слова».
Любая попытка представить одну из книг Бхагавана является
в известном смысле попыткой объяснить необъяснимое. Это было бы легким делом, если
бы Бхагаван был учителем в обычном понимании этого слова. Он не учитель.
Это было бы трудным, но не таким уж безнадежно невозможным
делом, если бы у Западного мира было хотя бы самое смутное представление о том,
что такое просветленный учитель, духовный учитель, Учитель, мастер. У него
такого представления нет.
Для западного ума просветление имеет какое-то отношение к
Веку Разума, а учитель — к рабам (английское masterимеет основные
значения: а) хозяин, господин; б) учитель; в) мастер, знаток своего дела).
Нелепа сама идея связывания этих понятий с тем, что происходит в присутствии
Бхагавана.
"Жизнь - это что-то невозможное. Ее не должно
было быть, но она есть. Это чудо - что есть мы, что есть деревья, птицы. Это
действительно чудо, потому что вся вселенная мертва. Миллионы и миллионы звезд
- мертвы, миллионы и миллионы солнечных систем - мертвы. Только на этой
Маленькой планете Земля, которая ничто, ведь если подумать о ее пропорциях, то
она - просто частичка пыли - только на ней случилась жизнь. Это самое
счастливое место во всем мироздании. Птицы поют, деревья растут, расцветая.
Живут люди, любящие, поющие, танцующие. Случилось нечто просто
невероятное".
Эта книга
содержит серию бесед Ошо о «Дхаммападе» — сборнике изречений Будды. «Будда был
понимаем очень неверно, и не только врагами, но и друзьями — на самом деле,
друзьями даже более, чем врагами. ...Я не перевожу Будду, потому что я не
буддист, я не последователь. Я испытал тот же самый опыт, что и Будда, поэтому
я говорю о Будде так, как я говорил бы о себе. ...Я безмерно люблю этого
человека, потому что никто никогда не прикасался к таким высотам и глубинам,
как Гаутама Будда. Он остается Эверестом, высочайшим пиком, которого когда-либо
достигало человеческое сознание"
Все возникает и уходит". Когда ты видишь это, ты поднялся над отчаянием. Вот путь сияющих.
"Существование есть отчаяние". Пойми и выйди за пределы отчаяния. Вот путь ярких.
"Существование есть иллюзия". Пойми - и выйди за пределы. Вот путь ясных.
Ты силен, ты молод. Пришло время подняться Поднимись! Пока из-за нерешительности и праздности Ты не упустил путь.
Овладей своими словами. Овладей своими мыслями. Никогда не позволяй своему телу причинять вред. Следуй этим трем дорогам с чистотой - И ты окажешься на пути, На пути мудрости.
Из всех историй, которые Ошо Раджниш рассказывал своим ученикам на протяжении многих лет, эта, вне всяких сомнений, является одной из самых любимых: «Я вам рассказывал одну историю, очень древнюю историю о том, как одна львица родила львенка, прыгая с одной кручи на другую. Новорожденный львенок упал рядом с отарой овец и вырос среди них. У него не было никакой возможности узнать, что он не был овцой. А овцы, в свою очередь, совсем не боялись его, ибо не знали, что он может быть опасен. Однажды старый лев увидел все это и просто не мог поверить своим глазам! Он никогда не видел, чтобы лев прогуливался среди отары овец. При виде льва овцы всегда бросаются наутек. Это естественно. Но тот моло-дой лев был уверен, что он овца. Старый лев был человеком, подобным Джошу. Он схватил молодого льва, и тот задрожал от страха. Старый лев сказал: «Идиот! Ты дрожишь, скулишь и умоляешь меня отпустить тебя, тебе так хочется присоединиться к своим овцам. Но есть кое-что, о чем ты не знаешь, о чем даже не подозреваешь, и я не уйду, пока не раскрою тебе глаза. Следуй за мной!»
Когда же оно
падает на возделанную землю Из него вырастет Большое дерево
И становится
укрытием для всех птиц небесных.
Горчичное зерно
Человеческие
отношения сильно изменились, и изменились к худшему. Глубина отношений исчезла
во всех областях жизни: жена больше не жена, а подружка; муж больше не муж, а
только приятель. Дружба хороша, но она не может был» очень глубокой. Брак — это
нечто, совершающееся в глубинах. Это обет, данный в глубине. Это посвящение в
глубине. Посвящение себя другому, и если вы не обещали, не посвятили себя, вы
никогда не совершите прыжка.
Вы можете плавать
на поверхности, но глубина не для вас. Конечно, идти вглубь опасно — неизбежно
опасно, ведь вы так эффективны на поверхности. На поверхности вы можете
действовать, как автомат, тут не нужно никакого сознания. Но вы должны быть все
более сознательны, все более внимательны по мере того, как вы проникаете в
глубины, потому что каждый миг возможна смерть. Страх смерти породил
поверхностность всех человеческих связей. Они стали незрелыми.
Приятель или
подружка — это, может быть, приятно, но это не может стать дверью к тому
глубочайшему, что скрыто в любом и каждом. С подружкой у вас могут быть
сексуальные отношения, но любовь вырасти не может. Для любви нужны глубокие
корни. Сексуальность возможна на поверхности, но она — только животное,
биологическое явление. Она может быть прекрасной как часть более глубокой
любви, но без более глубокой любви она — самая уродливая вещь на свете; самая
уродливая, потому что тогда нет обета, нет посвящения — вы лишь касаетесь друг
друга и расстаетесь. Встречаются только тела, но не вы — не я, не ты. И это
происходит со всеми связями.
Представьте место, где барьеры,
которые обычно делят людей - барьеры расы, языка, нации, политической и
религиозной идеологии, - больше не существуют. Место, где смех - самый обычный
звук ,когда собирается группа людей. Место, предназначенное помочь каждой
индивидуальности обнаружить и выразить его или ее собственную уникальность и
творческие способности. Место, где мытье пола — деятельность совсем такая же
почетная и значимая, как и занятие живописью или организация персонала из сотни
людей.
Рай? Нет, Пуна. Это называется
Международной Коммуной Ошо, и она процветает вопреки оппозиции правительств и
мировых организованных религий тому, что она собой представляет.
Ошо, человек в центре этого
необычайного места, очищающий ураган трансформированной энергии, один человек,
восстание против всего прошлого, неодолимо зовущий пробудиться, прежде чем
будет слишком поздно для какого-либо будущего. Это наша привычка - глядеть на
мир глазами своего прошлого опыта и знания. Таким образом, религия - это
воскресное занятие, жизнь отречения или обещание рая после смерти. Это зависит
от нашей обусловленности.
Работа Ошо заключается в том,
чтобы разобрать эту обусловленность, направить наше внимание к «таинству и
поэзии запредельного.» Это сделало его очень непопулярным у тех, кто
предпочитает людей обусловленных и, следовательно, послушных и правоверных и
кого поддерживают те, кто и организовал у нас тот бедлам, в котором мы
находимся. Ошо дает новое определение религии, снова вдыхая жизнь в дух
человека. И как вы увидите на последующих страницах, он делает это так, как
никогда не делалось прежде. «Время становиться цветком», - говорит он. «Я
пришел к вам как весна».
Я хочу помочь тебе четко
увидеть, как ты сам создаешь свой мир. Для меня ты являешься собственным миром,
и ты - создатель мира. Ни твоя прошлая жизнь, ни какой бы то ни было Бог не
определяют, что происходит в твоей жизни; ты являешься решающей силой. Прими
ответственность за все на себя. Будь тверд, имей терпение и сделай попытку
изменить свою жизнь.
Возлюбленный Ошо,
После твоего ответа женщине,
которая любила мужчину за его банковский счет, я вдруг осознала, что не могу
даже видеть мужчин, не говоря уже о том, чтобы полюбить. Эту неприязнь к
мужчинам я унаследовала от матери. Когда со мной хочет познакомиться
какой-нибудь мужчина, я убегаю от него, а он начинает преследовать меня,
считая, что мне это нравится. Это такая мерзкая игра... Прошу тебя, Ошо, помоги
мне избавиться от этих ужасных предубеждений, чтобы я смогла замечать мужчин,
замечать их красоту, их таланты, познать их любовь.