Когда Ли-цзы закусывал на обочине дороги по пути в Вэй, он
увидел столетний череп. Подняв прутик, он указал на череп и, повернувшись к
своему ученику, сказал: "Только он и я знаем, что ты никогда не рождался и
никогда не умрешь. Он ли подлинно несчастен? Мы ли подлинно счастливы?"
Я наслаждаюсь Ли-цзы, он — одно из
совершеннейших выражений невыразимого. Истину нельзя выразить, невыразимость —
глубинное свойство истины. Тысячи людей пытались выразить ее, но очень
немногим удалось хотя бы ее отражение. Ли-цзы — один из этих немногих: таких,
как он, очень мало.
Прежде, чем вступить в его мир, надо
кое-что понять в нем... его подход. Его подход — подход художника, поэта, рассказчика,
— а рассказчик он первоклассный. Когда кто-то проживает жизнь, его опыт
расцветает в притчах: кажется, это самый простой способ намекнуть на то, что
нельзя передать словами. Притча — это великое изобретение, она не похожа на
обычную историю: ею нельзя развлечься, ее цель — сказать о чем-то, о чем иначе
сказать нельзя. Жизнь нельзя вместить в теорию: она столь необъятна, столь безгранична.
Теория ограничена по самой своей природе, теория неизбежно ограничена, если это
только теория: она не может быть безграничной, т.к. безграничная теория бессмысленна.
Притча безгранична: что-то она говорит и все же много оставляет несказанным, —
это только намек. То, о чем нельзя сказать, можно показать. Притча — это
палец, указывающий на луну. Но не цепляйтесь за палец, он не так важен, — лучше
взп -ните на луну. Эти притчи прекрасны сами по себе, но их цель не в этом...
они идут дальше, за пределы, они трансцендентальны. Если препарировать саму
притчу, мало что будет понятно. Спросите у хирурга, для чего у человека пупок:
если он препарирует его, то не найдет в нем ничего нужного: пупок покажется
совершенно бесполезным. Зачем же нужен пупок? Он был нужен, когда ребенок был
в чреве, он связывал ребенка с матерью, он связывал мать с ребенком, но
ребенок уже не в утробе, мать умерла, ребенок состарился, — зачем пупок
теперь?
Идиотами рождаются или становятся
в результате воспитания?
Это сложный вопрос. Почти 90%
идиотов стали такими в результате воспитания, 10% родились такими. И 10%
родились такими из-за тех 90%, которые стали идиотами в результате воспитания.
Человек с самого начала жил
совершенно странной жизнью — странной в том смысле, что каким-то образом ему
нужны были идиоты. Если не будет идиотов, то не будет и так называемых
мудрецов.
Если не будет идиотов не будет и
гигантов мысли. Становится почти необходимым, чтобы категория идиотов сохранялась.
Никто не заглядывал в глубинные
слои функционирования общества до сегодняшнего дня. Но способ его функционирования
может быть описан лишь как полностью преступный. Обществу нужны категории,
иерархии. Это всегда было общество конкуренции, но сама идея конкуренции опасна
для человеческого существа. Вы называете какого-то человека идиотом лишь в
сравнении с кем-то, кто кажется является разумным.
Tантра - это свобода. Свобода от всех конструкций ума, всех игр ума, свобода от всех структур, свобода от другого. Тантра - это пространство, чтобы быть. Тантра - это освобождение.
Тантра - это не религия в обычном смысле. Религия есть игра ума, религия дает вам определенную модель. Христианин имеет определенную модель, так же как и индуист, так же как и мусульманин. Религия насаждает определенный образ жизни, определенную дисциплину. Тантра отбрасывает напрочь всю дисциплину.
Когда не существует дисциплины, когда не существует принуждающего порядка, в вас возникает совершенно другой вид порядка. Это то, что Лао Цзы называет дао, что Будда называет дхаммой - вот, что возникает в вас. Это не то, что вы делаете, это случается с вами. Тантра просто создает пространство, чтобы это произошло. Вы об этом даже не просили, вы не ждали этого; она просто создает пространство. И когда пространство готово, все вливается в него.
В поисках чудесного. ЧАКРЫ, КУНДАЛИНИ и семь тел Ошо
Да, нет, ух ты! — единственные слова, в которых мы действительно
нуждаемся...» Этот перл пришел ко мне много лет назад, и я с благоговением
повторяла его, путешествуя по Скалистым горам Колорадо. Я призывала эти слова в
течение последней недели, пытаясь написать введение для этой книги. Итак... УХ
ТЫ! Теперь мне немного лучше, и я могу справиться с небольшой историей. Около
двух лет назад в Исследовательской библиотеке я искала личные рекомендации Ошо
по поводу работы с телом, когда мои руки, словно магнитом, притянуло к
таинственному манускрипту с надписью «Мистические опыты», в котором Ошо
представлял Динамическую медитацию и лекции о движениях энергии Кундалини в
теле с точностью и подробностями, с которыми ученый может описать движения
электронов при атомном взрыве.
Я просидела в состоянии транса весь остаток дня, в то время как Ошо
раскрывал одно понимание «внутреннего взрыва» за другим. Затем я побежала в
отдел публикаций, требуя объяснений, почему такой бесценный материал не
доступен в книжном магазине коммуны. «Тише, тише, — ответили мне. — Первые
девять глав уже опубликованы под названием «В поисках чудесного», том 1,
остальное предполагается издать...
"Принимай события легко, без усилий, и через
некоторое время напор мыслей, внешних и внутренних, спадает сам собой, и
истинное лицо проявит себя".
Это то, что я давно говорю вам. Быть Буддой — это не
трудная работа. Это не какие-то достижения, за которые вам нужна Нобелевская
премия. Это самая легкая вещь в мире, потому что она уже случилась без вашего
ведома. Будда уже дышит в вас. Просто немножко одобрения, немножко обратиться
внутрь, — и это не может быть сделано насильственно. Если вы будете делать это
насильственно, вы потеряете нить. Это очень деликатное дело. Вы должны
вглядываться внутрь играя, несерьезно. Это то, что он имеет в виду, говоря: "Принимай
события легко". Не принимайте ничего серьезно. Существование очень просто.
Вы получили вашу жизнь без каких-либо усилий и вы проживаете жизнь без
каких-либо усилий. Вы дышите достаточно хорошо, и вам не надо напоминать, что
надо дышать; ваше сердцебиение продолжается даже во сне, так легко
существование для вас! Но вы воспринимаете существование совсем по-другому. У
вас слишком сжаты кулаки. Вы хотите, чтобы все было достижением
Отношения типа "Ударь-И-Убеги" становятся более и более распространенными в таком лишенном корней обществе, как западное, которое менее приковано к традиционным семейным структурам и в котором более приемлем случайный и легкомысленный секс. Но в то же время возникает подспудное ощущение, что чего-то не хватает. И это что-то - качество близости.
Это качество имеет мало общего с физическим, хотя секс, несомненно, - одна из возможных дверей. Но для близости важнее готовность показывать наши глубочайшие чувства и уязвимые места в доверии к тому, что другой человек будет обращаться с ними бережно.
В конечном счете, готовность пойти на риск близости должна быть укоренена во внутренней силе, которая знает, что, даже если другой человек останется закрытым, даже если доверие будет предано, мы не потерпим никакого непоправимого ущерба.
Бхагаван Шри Раджниш (ОШО). БИБЛИЯ РАДЖНИША в 4-х томах. Том 1, книга 1. Содержание Беседа 1 - БЕЗМОЛВИЕ - ТЯГА ВНУТРЕННЕГО НИЧТО Беседа 2 - НЕ СЛЕДУЙТЕ ЗА МНОЙ, ПОТОМУ ЧТО Я ПОТЕРЯЛ СЕБЯ Беседа 3 - БОЖЕСТВЕННОСТЬ СУЩЕСТВУЕТ, НО НЕТ НИКАКОГО БОГА Беседа 4 - ОПИУМ, НАЗЫВАЕМЫЙ РЕЛИГИЕЙ Беседа 5 - БЫТЬ МЯТЕЖНЫМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ РЕЛИГИОЗНЫМ Беседа 6 - ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ СВЯТЫЕ КНИГИ - ПРОСТО РЕЛИГИОЗНАЯ ПОРНОГРАФИЯ Беседа 7 - ОТ "КРЕСТИАНСТВА" ДО ДЖОНСТАУНА Беседа 8 - ЖАЖДА ВЛАСТИ: РАК ДУШИ Беседа 9 - ПРОСТО РОДИТЬСЯ - НЕДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ БЫТЬ ЖИВЫМ Беседа 10 - ВАШЕ ДЕТСТВО - ОБУЧЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАБСТВЕ Беседа 11 - ДА, Я УЧУ ВАС СЕБЯЛЮБИЮ Беседа 12 - ЖИВИТЕ СЕЙЧАС - МОЛИТЬСЯ БУДЕТЕ ПОТОМ Беседа 13 - ГОТОВАЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ РЕЛИГИЯ ИЗ МАГАЗИНА ПОДЕРЖАННЫХ ТОВАРОВ Беседа 14 - Я - ГНОСТИК Беседа 15 - СВЯЩЕННИК И ПОЛИТИК - МАФИЯ ДУШИ
Я впервые встретил Бхагавана Шри Раджниша в его ашраме в Пуне, Индия. Эта
встреча была чревата многими последствиями. На следующий день должен был
начаться десятидневный медитационный лагерь, и в этот вечер новые посетители
ашрама должны были встретиться с Бхагаваном. Перед воротами его бунгало
собралась весьма космополитичная группа. Здесь был средних лет
гештальт-терапевт из Канады, молодой немецкий хиппи со своей застенчивой
подругой, изящная кареглазая девушка, которая, как я потом понял, управляла
публичным домом в Париже, молодой кинорежиссер из Великобритании, пожилая
артистическая пара из Америки и я сам, католический священник.
Два мастера,
которых я люблю, наконец встретились, и язатронута до глубины души.
Я никогда не
встречала Бодхидхарму: у меня нет воспоминаний о прошлых жизнях, и я не умею
путешествовать в астрале; однако рассказы об этом безупречном «рыкающем лъве
дзен» возбуждают такую же пламенную радость и неудержимое веселье, какие
наполняют меня в присутствии Ошо, моего возлюбленного Мастера.
Что это такое и
почему это так происходит, я не знаю. Это дело сердца, а не головы. И тем не
менее целостность, которая рыкает и потрясает, любовь, которая затопляет и
опустошает, сочетаются в этом человеке, льве-лотосе, как присутствующее
молчание,— «безбрежная пустота», — в которую вы втягиваетесь и на мгновение
становитесь вспышкой в оке Бога.
«Я подобен дракону,
поющему в сухом лесу, — всякий, кто его услышит, ... исчезает».